LIBRARY.UA - цифровая библиотека Украины, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!

Libmonster ID: UA-359

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами


Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика,  № 6, 2009, C. 157-168
Л. В. Шарончикова, канд. филол. наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова

В статье рассматривается процесс разработки и обсуждения законопроекта о реформировании общественного телевидения Франции. В 2008 г. президент Николя Саркози предложил реформировать общественное телевидение. В результате реформы меняется экономическая модель и статус холдинга Франс-Телевизьон, правила назначения председателей общественных аудиовизуальных структур, а также вводятся новые положения, касающиеся рекламы на коммерческих каналах. Решение президента и проект нового закона вызвали бурную полемику в средствах массовой информации Франции.

Ключевые слова: общественное телевидение, коммерческие каналы, реклама, Франс-Телевизьон, Франс-2, Франс-3, ТФ-1.

The article analyses the elaboration and discussion process of public television reform bill in France. In 2008 President Nicola Sarcozy suggested to reform public television. The reform changes economic model and status of France Television holding, the rules of the public audiovisual structures head appointment and introduces new terms of commercial channels advertising conditions. The decision of the President and new bill project provoked wide controversy in French mass media.

Key words: public television, commercial channels, advertising, France Television, France-2, France-3, TF-1.

Конец первого десятилетия XXI в. в истории французских аудиовизуальных СМИ будет связан с реформой общественного телевидения, в первую очередь, с изменением его экономической модели, а также с трансформацией системы и новыми правилами назначения руководителей Радио-Франс и Франс-Телевизьон. Эта тема не покидала страницы французской прессы в течение всего года, вызвав острую полемику в обществе.

Предложение президента Николя Саркози отменить с 2009 г. рекламу на каналах общественного телевидения прозвучало 8 января 2008 г. Это было сюрпризом почти для всех, даже для президента холдинга общественного телевидения Франс-Телевизьон Патрика де Каролиса, который не был поставлен в известность о проекте Елисейского дворца и еще совсем недавно предлагал ввести рекламную паузу в развлекательные программы, чтобы увеличить доходы от рекламы. Коммерческие каналы ТФ-1 и М-6 с удовлетворением восприняли новость. В отличие от политиков и представителей аудиовизуальных СМИ для руководителей этих каналов
стр. 157

предложение президента не было сюрпризом, так как они сами стояли у его истоков. "Общественному каналу - общественное финансирование" - так записано в белой книге, составленной на ТФ-1 и переданной президенту Республики в конце 2007 г.

Самыми непримиримыми критиками решения президента стали представители оппозиции. "Коварной и дьявольской"1 назвала эту реформу сенатор, представитель социалистической партии Катрин Таска, министр коммуникаций в правительстве Мишеля Рокара (1988 - 1991) и министр культуры и коммуникаций в правительстве Лионеля Жоспена (2000 - 2002). "Коварной" - потому что мало кто не согласится с такой инициативой, если она позволит общественному аудиовизуальному сектору покончить с двойственностью ситуации: финансирование за счет абонентской платы (около 65%) и рекламы (более 35%). Общественное телевидение в этих условиях вынуждено вступать в борьбу за аудиторию с коммерческими каналами, чтобы привлечь рекламодателя. Одновременно оно должно следовать принципам общественного вещания, требующего программ высокого качества, не всегда собирающих большую аудиторию. "Дьявольской" - потому, что отсутствие рекламы на общественных каналах оборачивается недостатком 800 млн. евро в год и делает общественное телевидение зависимым от субсидий государства.

Чтобы компенсировать финансовые потери Франс-Телевизьон, Саркози указал несколько путей: специальный налог на рекламные доходы частных каналов и новых средств коммуникации (интернет и мобильная телефония). Французская пресса видела опасность в том, что недостаток финансирования может привести к искушению "уменьшить периметр общественного сектора", приватизируя один или два канала.

В конце января министр культуры и коммуникаций Кристина Альбанель открыла форум в интернете и пригласила телезрителей высказать свое мнение о реформе телевидения. Большинство приветствовало устранение рекламы. Некоторые телезрители все же задавались вопросом финансирования общественного телевидения без доходов от рекламы.

Особенно острую критику законопроекта развернула газета "Либерасьон", напомнив о том, что идея общественного телевидения без рекламы рассматривалась еще правительством социалистов в 1989 г., но оно отказалось от ее реализации, так как посчитало ее экономически нежизнеспособной2.

Отсутствие четкого плана финансирования общественного телевидения в новых условиях вызывало тревогу его сотрудников.

1 Le Monde. 31.01.2008.

2 Liberation. 13.02.2008.

стр. 158

В середине февраля они объявили забастовку. В эфир не вышла утренняя информация на радиостанциях Франс-Интер, Франс-Инфо, РФИ, а также на телеканале Франс-2. Она была заменена музыкой и информационными вставками, объяснявшими позицию персонала. Представители Елисейского дворца попытались заверить профсоюзы в том, что структура Франс-Телевизьон сохранится, приватизации не будет и что недостаток финансирования будет компенсирован "до единого евро".

Была создана специальная комиссия под руководством главы парламентской фракции правящей партии ЮМП Ж.-Ф. Копе, чтобы разработать основные положения законопроекта. В конце февраля в интервью газете "Фигаро" он сказал: "Аудиовизуальный пейзаж кардинально изменился в течение последних двух десятилетий... Закон 1986 г. отстал от реалий сегодняшнего дня. Николя Саркози заявил, что аудиовизуальная реформа будет одной из самых важных в период его президентского мандата"3. На что "Либерасьон" отреагировала статьей "Саркози с телевизионным пультом"4.

Весной были обнародованы первые результаты работы комиссии Копе, которая предложила убирать рекламу на общественных каналах постепенно, начиная с 2009 г., чтобы закончить в 2011 г., когда должен завершиться переход с аналогового вещания на цифровое; причем можно начинать с отмены рекламы после 20 ч. Комиссия поддержала намерение правительства реформировать холдинг Франс-Телевизьон в унитарное предприятие. Комиссия также осторожно высказала предложение увеличить абонентскую плату. Тут же со стороны Саркози, который во время предвыборной кампании обещал не повышать абонентскую плату, последовало резкое "нет!" ("Либерасьон"), "не может быть и речи" ("Монд").

Такой ответ вызвал раскол в комиссии, в знак протеста 5 представителей социалистической партии вышли из ее состава. В начале июня появилась информация о том, что Н. Саркози согласился на индексацию абонентской платы в соответствии с инфляцией. "Монд" писала: "Эта реформа оказалась в тупике"5. Нерадостным и необеспеченным видит будущее аудиовизуального сектора газета "Либерасьон". Призыв к 24-часовой забастовке сотрудников Франс-Телевизьон прозвучал 18 июня под лозунгом "спасти общественную аудиовизуальную службу"; около 30 профессиональных аудиовизуальных организаций подписывают воззвание в защиту общественного телевидения. Окончательный доклад комиссии Копе был представлен президенту Саркози 25 июня 2008 г.

3 Le Figaro. 20.02.2008.

4 Liberatin. 20.02.2008.

5 Le Monde. 07.06.2008.

стр. 159

Среди профессионалов аудиовизуальных СМИ трудно было найти активных защитников предложений комиссии Копе, даже некоторые ее члены признавали, что общественное телевидение не получит достаточного финансирования. Чтобы компенсировать недостаток средств, комиссия предложила обложить специальным налогом торговый оборот операторов мобильных телефонов и интернета, а также рекламные доходы частных телеканалов.

Наряду с проблемами финансирования общественного телевидения без доходов от рекламы, пожалуй, самые острые дебаты вызвало новое заявление Н. Саркози: "У общественного телевидения есть один акционер, этот акционер должен назначать президента общественного холдинга Франс-Телевизьон". "Теперь руководитель Франс-Телевизьон будет назначаться исполнительными властями, а функционирование его будет зависеть каждый год от доброй воли правителей, - считает лидер центристов МоДем (Modem - Mouvement democratique) Франсуа Байру - Никогда еще не было такого четкого плана - поставить под контроль телевидение. Общественная служба становится напрямую зависимой от государства: ее руководитель будет назначаться исполнительной властью, ее финансирование будет зависеть от правительства".

Единственный заслон при назначении руководителя Франс-Телевизьон, Высший аудиовизуальный совет, который сможет высказать свое мнение, и квалифицированное большинство депутатов (3/4) сможет отвергнуть кандидатуру, предложенную Саркози. Напомним, что ранее президент Франс-Телевизьон назначался Высшим аудиовизуальным советом. Реформа правил назначения председателя Франс-Телевизьон должна быть одобрена Парламентом и Конституционным советом. Независимый орган не может быть лишен власти, которой он обладал6.

По данным опроса общественного мнения для газеты "Паризьен", семь из десяти французов не одобряли предложение изменить правила назначения президента-генерального директора Франс-Телевизьон. Только 18% опрошенных соглашались с таким предложением, 11% не высказали своего мнения.

Обсуждение проекта закона, содержащего все предложения Саркози, должно было состояться в Парламенте осенью. Но даже летом, в период массовых отпусков, полемика в прессе продолжалась. Самый непримиримый критик Саркози и всех его реформ газета "Либерасьон" пункт за пунктом анализирует предложения комиссии Копе.

В "Либерасьон" подвергались критике способы компенсации потерь в доходах общественного холдинга, а также превращение

6 Le Figaro. 07.07.2008.

стр. 160

его в унитарное предприятие, которое будет поставлять продукцию и для телевидения, и для мобильных телефонов, и для интернета7. Но самая предпочтительная тема для газеты - это близость Саркози к владельцам СМИ и в первую очередь к Мартэну Буигу, владельцу ТФ-1. По-мнению газеты, вся реформа затеяна Саркози для того, чтобы "расплатиться" с друзьями, которые помогли ему провести предвыборную кампанию в 2007 г.

С мнением "Либерасьон" часто солидаризируется "Монд". Основной нерв этой реформы - финансирование; необходимо найти источники, которые компенсируют потери от рекламных доходов. Газета напоминает, что Н. Саркози высказал пожелание, чтобы отныне назначение исходило от главы государства и премьер-министра после согласия Высшего аудиовизуального совета. "Эта новость вызвала бурю негодования со стороны СМИ и оппозиции", - подчеркивает "Монд".

На базе выводов и предложений комиссии Копе к осени 2008 г. министерство культуры и коммуникаций подготовило и представило правительству, а затем и Парламенту проект закона. Будущий закон включал предложения комиссии Копе и поправки Н. Саркози, кроме того, он учитывал европейскую директиву "Телевидение без границ", которая смягчила правила распространения рекламы.

Без оценок стремится давать информацию о законопроекте газета "Фигаро", останавливаясь на проблеме финансирования общественного телевидения, на увеличении объема рекламы на частных каналах, на реформировании холдинга Франс-Телевизьон. Газета старалась избегать обсуждения проблемы назначения руководства Франс-Телевизьон. Но уже в начале октября "Фигаро" называет проект закона, представленный в государственный совет, "более ясным" в вопросе назначения председателей общественных структур вещания. Газета считает, что П. де Каролис сохранит свой пост, если он возьмет на себя обязанность "реформировать Франс-Телевизьон как глобальное медиа, чего требует будущий закон"8. Разве не положительная оценка закона, который сделает Франс-Телевизьон "глобальным медиа"? И не стоит ли П. де Каролису отказаться от своих требований и послушно претворять в жизнь закон Саркози?

"Монд" публикует резко критический комментарий по поводу законопроекта Дэвида Леви, исследователя коммуникаций в Оксфорде, работавшего на Би-Би-Си, единственного иностранного члена комиссии Копе. "Желание Н. Саркози, чтобы теперь государство взяло на себя ответственность за общественную службу,

7 Liberation. 01.07.2008.

8 Le Figaro. 02.10.2008.

стр. 161

назначая ее руководителей, указывает, что нужно прояснить путаницу между общественным финансированием и государственным контролем, - пишет он. - Объявляя об отмене рекламы на общественном телевидении, Н. Саркози сослался на статус Би-Би-Си. Действительно, Би-Би-Си не финансируется за счет рекламы, но президент Франции, похоже, не понимает, что успех Би-Би-Си базируется на независимости от государства и прямых связях с потребителем путем финансирования существенной абонентской платой. Все эти элементы под угрозой в проекте французского президента"9.

Способ назначения руководителей общественных аудиовизуальных служб не привлекал бы столько внимания, если бы независимость информации не была бы столь важна для демократии. В настоящее время несколько представителей государства входят в состав административного совета Франс-Телевизьон. Это было бы неприемлемо в большинстве западных стран, но не вызывает никаких возражений во Франции. Общественное телевидение, по мнению Д. Леви, вовсе не нуждается в представителях государства в своем административном совете.

Затянувшийся период принятия нового закона позволил собственникам коммерческих каналов выступить совместно, чтобы сохранить свой бизнес, оказавшийся под угрозой мирового финансово-экономического кризиса и сокращения рекламных инвестиций.

В конце октября 2008 г. проект закона был представлен в правительство. Отмена рекламы должна происходить постепенно, в два этапа (после 20 ч. с 5 января 2009 г. и затем окончательно после полного перехода с аналогового на цифровое вещание с 30 ноября 2011 г.). Текст законопроекта предусматривает учет инфляции при определении абонентской платы. Другим источником компенсации финансовых потерь должен стать налог на торговый оборот операторов коммуникаций и на рекламные доходы частных телеканалов.

Чтобы увеличить объем рекламы на коммерческих каналах, правительство решило согласиться с тремя мерами, на которых настаивали ТФ-1 и М-6. Законопроект содержит разрешение на вторую рекламную вставку в фильм или телефильм и переход от 6 мин рекламы в час к 9 мин. Законопроект разрешает показывать в фильме рекламируемый продукт. Чтобы оправдать эти уступки, правительство ссылается на европейскую директиву аудиовизуальных услуг (Services medias audiovisuels SMA), принятую в 2007 г. Эти меры, выгодные ТФ-1 и М-6, вызвали беспрецедентный протест других медиа. Радио, пресса, тематические каналы и каналы цифрового эфирного телевидения создали Объединение в защиту плюрализма.

9 Le Monde. 03.07.2008.

стр. 162

"Фигаро" называет реформу телевидения, предложенную Саркози, самой глубокой со времени принятия закона 1986 г. "В 2012 г. общественное телевидение будет полностью финансироваться государством и не будет больше рабом рейтингов. Оно посвятит себя качеству своих программ", - пишет газета.

Обсуждения законопроекта в Национальном собрании началось 25 ноября. Правительство не желало длительных дебатов и поэтому предусмотрело процедуру срочного принятия закона в одном чтении как в Национальном собрании, так и в Сенате. Но представители левых партий развернули дебаты не только в стенах Парламента, но по всей стране. Дебаты ожидались очень острыми: более 850 поправок были уже представлены.

В день открытия дебатов по призыву профсоюзов большинство из 10 тыс. сотрудников Франс-Телевизьон объявили 24-часовую забастовку и провели манифестацию перед зданием Парламента. В этот день не вышли в эфир привычные утренние информационные программы радиостанций Франс-Интер и Франс-Кюльтюр, звучала только музыка. Круглосуточная информационная станция Франс-Инфо работала в нормальном режиме, отводя значительное место информации о забастовке. На телеканале Франс-2 передача "Телематэн" вышла в эфир, но информационная программа, по выражению ведущего, была нарушена "особыми условиями".

Пресса подробно освещала забастовку 25 ноября. "Эта реформа окончательно перевернет экономику и архитектуру Франс-Телевизьон", писала в день забастовки "Монд". "Либерасьон" публикует интервью с представителями оппозиционных партий социалистом Дидье Матьюсом ("Этот закон - субвенция для ТФ-1"), центристом Жаном Дьонисом ("Ошибка в период кризиса"), статью адвоката, профессора университета Ж. -Л. Бессиса ("Саркозизм с лицом радиоволн" - Le sarcozysme a visage hertzien). "Если и есть сфера, где правые с 1986 г. могли бы представить доказательства опасной эффективности, так это аудиовизуальная сфера... Правые способствовали появлению аудиовизуальных империй-друзей... Они сумели подчинить себе аудиовизуальный сектор. Назначение руководителя общественного телевидения правительством несомненно является возвратом к государственной монополии в аудиовизуальную сферу"10, - пишет Бессис.

Газета "Круа", освещая начало дебатов в Парламенте, пишет: "Отмена рекламы на каналах Франс-Телевизьон и новая процедура назначения ее председателя породили различные точки зрения в стане правого большинства и мобилизовали оппозицию. Оппозиция в первую очередь пошла в атаку на самую политическую меру нового законопроекта - назначение председателя Франс-Телевизьон".

10 Liberation. 25.11.2008.

стр. 163

"Фигаро" вынуждена была признать широкое движение против нового законопроекта, о чем свидетельствуют заголовки "Франс-Телевизьон: массовое участие в забастовке", "Аудиовизуальные СМИ: закон взбудоражил депутатов парламента" и др. Газета не упускает возможности опубликовать высказывания председателя Высшего аудиовизуального совета Мишеля Буайона, защищающего реформу; он считает, что влияние Высшего аудиовизуального совета при назначении руководства Франс-Телевизьон остается, так как он может выступить против кандидатуры правительства, и в "таком случае назначение не состоится".

В конце года подробный и глубокий анализ законопроекта дает "Монд"11.

Цели реформы, объявленной Н. Саркози, - освободить общественные каналы от погони за аудиторией, чтобы способствовать их творческим устремлениям, и позволить частным французским каналам конкурировать с крупными транснациональными группами (Бертельсманн, Мердок).

Дает ли реформа преимущества частным каналам? По данным исследований нескольких специализированных агентств, ТФ-1 выиграет больше всех от устранения рекламы на общественном телевидении. Чтобы частные каналы могли "абсорбировать" освободившееся рекламное время, вводится вторая рекламная пауза в художественные фильмы и увеличивается рекламное время.

Станет ли беднее общественное вещание? Государство берет на себя обязанность компенсировать недостаток финансирования без рекламы, устанавливая налог на доходы от рекламы на частных каналах и на услуги, поставляемые коммуникационными операторами. Основным источником финансирования станет абонентская плата, но во Франции она значительно ниже, чем в других развитых европейских странах (Франция - 116, в Германии - 204, в Великобритании - 196 евро). Это значит, что доходы от абонентской платы, поступающие общественным аудиовизуальным СМИ во Франции, намного меньше.

Увеличение абонентской платы могло бы улучшить финансирование и способствовать его прозрачности, заставляя французское общественное телевидение держать отчет перед телезрителем, а не перед государством. Но власти не готовы пойти на этот непопулярный шаг и вынуждены будут субсидировать недостаток доходов. Предоставляя новый финансовый рычаг правительству, законопроект делает Франс-Телевизьон еще более зависимым от государства. Контроль со стороны президента при назначении председателя общественной компании опасен, речь идет о желании сделать из Франс-Телевизьон государственное телевидение, считает эксперт по коммуникациям Дэвид Леви.

11 Le Monde. 01.12.2008.

стр. 164

Не придется ли Франс-3 расплачиваться за реформы? Н. Саркози, объявляя реформу, заверил, что "периметр" общественного телевидения не ставится под угрозу. Сегодня Франс-Телевизьон включает пять каналов: Ф-2 ("женералист" - информация общего интереса), Ф-3 (национальный канал с региональной спецификой), Ф-4 (для 15 - 34-летней аудитории), Ф-5 (культура), Ф-О (для заморских территорий). Все вместе они привлекают около трети аудитории (34%). При недостатке средств возможно сокращение сектора общественного телевидения, и в этом случае канал Ф-3 может поплатиться своим существованием в процессе реформы.

Угрожает ли независимости общественного телевидения новый способ назначения его президента?

Статья законопроекта о назначении президента Франс-Телевизьон президентом Республики вызвала самую острую полемику. "Нужно положить конец лицемерию. Почему основной акционер Франс-Телевизьон, в данном случае государство, не должен назначать его председателя?", - заявил Саркози, ссылаясь на государственные компании Электрисите де Франс (EDF), Национальное общество железных дорог (SNCF), Автономное общество парижского транспорта (RATP). Но ведь общественное телевидение должно рассматриваться по-другому. Очевидно, что эффективность и финансовое равновесие важны для любых общественных предприятий. Но продукт телевидения оказывает влияние на идеи, а независимость средств массовой информации является гарантом демократии. Сохранить эту независимость будет трудно, если власти контролируют расходы, посылают своих представителей в административный совет и назначают руководителей общественных аудиовизуальных служб.

Представители правых, министр культуры и коммуникаций Кристина Альбанель и глава комиссии Франсуа Копе, уверяли депутатов в том, что цель проекта - избавить общественное телевидение от логики рынка и придать ему новые амбиции.

"Возвратом в прошлое" называют противники закона новую процедуру назначения председателя Франс-Телевизьон, считают это "политической ошибкой". Предложение президента Республики лишить Высший аудиовизуальный совет его прерогативы при назначении председателя Франс-Телевизьон, передача этого права от независимой инстанции к исполнительной власти может рассматриваться Конституционным советом как отступление в области демократических свобод. "Если не будет объявлено "недоверие правительству", это будет означать конец независимости общественного телевидения, так как оно окажется под колпаком власти", - заявил председатель МоДем Франсуа Байру.

"Окопными войнами" называет "Либерасьон" обсуждение законопроекта в Парламенте. По мнению газеты, оппозиции уда-
стр. 165

лось торпедировать процедуру срочного принятия закона в одном чтении, которую предложило правительство.

И все же в начале декабря Национальное собрание приняло статью, которая вызвала больше всего возражений. Она предусматривает назначение председателя общественного телевидения на заседании совета министров после одобрения кандидатуры Высшим аудиовизуальным советом и Парламентом при квалифицированном большинстве (3/5), которое соответствует теперешнему президентскому большинству.

Еженедельник "Марианна" призывал Парламент не утверждать статью о новых правилах назначения председателей Франс-Телевизьон и Радио-Франс. Призыв подписали видные политики Мартин Обри (ПС), Сеголен Руайяль (ПС), Франсуа Байру (Мо-Дем), Ноэль Мамэр (Зеленые) и др. Призыв также подписали бывший председатель Высшего аудиовизуального совета Эрве Бурж, бывший председатель Высшего органа аудиовизуальных СМИ Мишель Кота, директор "Либерасьон" Лоран Жофрен, создатель журнала "Марианна" Ж.-Ф. Канн.

В защиту нового правила выступила газета "Фигаро". В статье "Франс-Телевизьон: покончить с лицемерием"12 обозреватель рубрики "Медиа" Э. Рено одобряет позицию Высшего аудиовизуального совета, который согласился с новыми правилами.

В середине декабря газета "Круа"13 публикует результаты опроса по поводу интереса французов к аудиовизуальной реформе. Удалось ли развернуть дебаты в обществе? Газета отмечает, что 15 декабря сайт Медиапар (www.mediapart.fr) и газета в интернете Рю89 (www.rue89.fr), еженедельники "Марианна", "Нувель обсерватер" и "Инрокюптибль" выступили с обращением в защиту свободы прессы и информации. Но в широких кругах общества нет большого интереса к этой реформе, гораздо меньше, чем это было в 1986 г., когда речь шла о приватизации ТФ-1. Поданным исследования "Паризьен", 65% французов одобряют устранение рекламы после 20 час. Но 74% опрошенных относятся отрицательно к назначению председателя Франс-Телевизьон главой государства.

Национальное собрание 17 декабря 2008 г. одобрило законопроект (за - 293, против - 242). Основные положения реформы: 1) Франс-Телевизьон преобразуется в единое (унитарное) предприятие; 2) назначение и отзыв председателей Франс-Телевизьон, Радио-Франс и Аудиовизуального внешнего вещания Франции (AEF - Audiovisuel exterieur de la France) "относится к компетенции президента Республики после одобрения Высшим аудиовизуальным советом и комиссий по вопросам культуры в Националь-

12 Le Figaro. 05.12.2008.

13 La Croix. 16.12.2008.

стр. 166

ном собрании и в Сенате; 3) реклама отменяется с 5 января 2009 г. после 20 час, окончательно - с конца 2011 г.; 4) финансирование будет осуществляться за счет абонентской платы, индексируемой в соответствии с инфляцией, и за счет налога от 1,5 до 3% на рекламные доходы частных каналов и 0,9% на торговый оборот операторов коммуникаций; 5) на частных каналах разрешается вторая рекламная вставка в художественные фильмы и др. программы, а также увеличение рекламного времени с 6 до 9 мин в час.

Несмотря на то что обсуждение законопроекта в Сенате было отложено до 7 января 2009 г., правительство поручило провести отмену рекламы до окончательного утверждения закона П. де Каролису путем принятия решения в административном совете группы Франс-Телевизьон.

С 5 января 2009 г. на общественных каналах с 20 час до 6 час утра исчезли рекламные вставки. А 7 января 2009 г. началось обсуждение законопроекта в Сенате. Сенаторы сразу же выразили недовольство в связи с тем, что еще не одобренный в верхней палате парламента законопроект уже был введен в действие. Дебаты ожидались еще более трудными, чем в Национальном собрании, так как в Сенате правящая партия ЮМП не имеет большинства и, чтобы провести решение, должна получить поддержку центристов, среди которых царили разногласия по различным положениям законопроекта.

Возобновление обсуждения законопроекта вновь подтолкнуло к полемике среди специалистов в области медиа. Под заголовком "Общественные аудиовизуальные СМИ под контролем" газета "Либерасьон" публикует14 беседу с Мари-Анн Коанде, профессором конституционного права в университете Париж-2, которая считает, что эта реформа означает конец независимости СМИ. "В настоящее время руководителей каналов назначает Высший аудиовизуальный совет, независимая административная структура, которой была передана эта власть, чтобы гарантировать свободу коммуникаций, являющуюся фундаментальной гарантией для осуществления общественных свобод... Под прикрытием "модернизации" речь идет о регрессе. Если эта реформа будет принята, мы возвратимся в эпоху, когда действительно отсутствовала независимость радио и телевидения, а значит, и объективность. Результат этой реформы ясен: права французов на независимые СМИ приносятся в жертву президенту, получающему право контролировать общественную информацию, - считает она, - ...общественные СМИ должны быть независимыми и служить всем французам, чтобы гарантировать их свободы".

14 Liberation. 13.01.2009.

стр. 167

И тем не менее 13 января 2009 г. Сенат утвердил (175 - за, 157 - против) статью, по которой назначение руководителей общественных аудиовизуальных СМИ изымается у Высшего аудиовизуального совета и передается исполнительной власти.

Увеличение абонентской платы оставалось еще одним камнем преткновения. Сенат настаивал на ее увеличении и индексации в зависимости от инфляции: "Речь идет о демократическом финансировании, которое и определяет различие между телевидением общественным и телевидением государственным, абонентская плата - это основной ресурс Франс-Телевизьон". Сенаторы утвердили повышение на 4 евро абонентской платы (называемой теперь "взнос на общественные аудиовизуальные СМИ" - contribution a l'audiovisuel public) с 1 января 2010 г.

Полностью текст законопроекта, который поступил от смешанной паритетной комиссии, был принят Национальным собранием 3 февраля и Сенатом 4 февраля 2009 г. Сообщение об этом "Либерасьон" сразу же сопровождает замечанием: "текст законопроекта устанавливает финансовый и политический контроль государства над Франс-Тел евизьон". Теперь общественное телевидение меняет эпоху и отбрасывается на тридцать лет назад, когда реклама была запрещена на телевидении (до 1 октября 1968 г.), во времена, когда правительство контролировало ОРТФ (структура управления радио и телевидением в 1964 - 1974 гг.). Теперь президент - генеральный директор Франс-Телевизьон будет назначаться и отзываться по воле президента, если получит согласие Высшего аудиовизуального совета. Но это будет уже из области чистой фантастики, замечает газета. Вместо ОРТФ Франция получила ОРТС (ORTS - Office de radiotelevision sarcozyenne - Управление радио и телевидением Саркози).

Франс-Телевизьон и многочисленные филиалы будут объединены в единое предприятие. Как частные, так и общественные каналы могут демонстрировать в программах продукцию спонсоров.

Эту реформу аудиовизуального сектора Франции называют самой важной после приватизации в 1987 г. ТФ-1. Предложение Саркози о реформе общественного телевидения вызвало массовые забастовки персонала общественного радио и телевидения, острую полемику в обществе и средствах массовой информации. Но по настоянию властей впервые в законодательной практике Франции закон вступил в действие до его окончательного утверждения в парламенте с 5 января 2009 г. После рассмотрения в конституционном и государственном советах текст закона был принят окончательно только 5 марта 2009 г.

Orphus

© library.ua

Постоянный адрес данной публикации:

http://library.ua/m/articles/view/РЕФОРМА-ОБЩЕСТВЕННОГО-ТЕЛЕВИДЕНИЯ-ФРАНЦИИ-полемика-в-прессе-в-2008-г-вокруг-нового-законопроекта

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Валерий ЛевандовскийКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: http://library.ua/malpius

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

РЕФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ ФРАНЦИИ (полемика в прессе в 2008 г. вокруг нового законопроекта) // Киев: Библиотека Украины (LIBRARY.UA). Дата обновления: 24.05.2014. URL: http://library.ua/m/articles/view/РЕФОРМА-ОБЩЕСТВЕННОГО-ТЕЛЕВИДЕНИЯ-ФРАНЦИИ-полемика-в-прессе-в-2008-г-вокруг-нового-законопроекта (дата обращения: 25.09.2017).

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Свежие статьиLIVE
Публикатор
755 просмотров рейтинг
24.05.2014 (1220 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Ключевые слова
Похожие статьи
Ключ к Тайне — имя Хеопс. The key to Mystery is the name of Cheops.
Каталог: Философия 
3 дней(я) назад · от Олег Ермаков
КРЫМ: КУДА ДРЕЙФУЕМ?
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Україна Онлайн
КРЫМ КАК ЗАБЫТАЯ ЖЕМЧУЖИНА
6 дней(я) назад · от Україна Онлайн
Прощай, "остров Крым"!
Каталог: География 
6 дней(я) назад · от Україна Онлайн
Заминированный Крым
Каталог: Журналистика 
6 дней(я) назад · от Україна Онлайн
Пошевели извилинами. Не ходил бы ты, Ванек, во юристы
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Україна Онлайн
Стаття обґрунтовує соціальну необхідність невідкладної розробки загальної програми щодо вжиття адекватних заходів для налагодження дієвого державного механізму протидії тіньовій економіці. Така програма повинна мати комплексний характер, оскільки її головним завданням має бути побудова антисистеми, яка протистоятиме вдало сконструйованій і налагодженій системі тіньової економіки. Рух у цьому напрямку слід розпочати з права, оскільки воно є формальним регулятором суспільних відносин і проголошує норми поведінки, зокрема й у сфері економіки.
Каталог: Право 
7 дней(я) назад · от Сергей Сафронов
Свавiлля у центрi столицi
Каталог: Политология 
7 дней(я) назад · от Україна Онлайн
Платон как Аполлон. Plato as Apollo.
Каталог: Философия 
7 дней(я) назад · от Олег Ермаков
Молодёжь, не ходите в секту релятивизма. Думайте сами. И помните, там, где появляется наблюдатель со своими часами, там заканчивается наука, остаётся только вера в наблюдателя. В науке наблюдателем является сам исследователь. Шутовству релятивизма необходимо положить конец!
Каталог: Философия 
10 дней(я) назад · от Геннадий Твердохлебов

РЕФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ ФРАНЦИИ (полемика в прессе в 2008 г. вокруг нового законопроекта)
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Отзывы · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Украинская цифровая библиотека ® Все права защищены.
2014-2017, LIBRARY.UA - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK